Поиск по сайту
  • Главная
  • Новости
  • Михаил Хазин рассказал, почему повышаются налоги в условиях спада

Михаил Хазин рассказал, почему повышаются налоги в условиях спада

Категория — Новости политики
Опубликовано 25 сентября 2020

Дискуссии об изменении налогообложения снова выходят в нашей стране на первый план. Причины понятны — очередной резкий спад в экономике, связанный с карантинными мероприятиями. Ну и предыдущий 8-летний спад наложился. И, как следствие, в бюджете у нас дырка.

При этом господство либеральных чиновников в руководстве финансового блока не дает возможности перейти к политике экономического роста и реализации масштабных проектов развития. Иностранных инвестиций нет уже давно и не будет (не зря Запад так активно реализует разного рода антироссийские проекты типа "Скрипали" – "Навальный"). Значит, остаются государственные инвестиции.

Эффективность их ограничена (коррупцию никто не отменял), но хоть какой-то эффект от них есть. Проблема в том, что деньги нужно откуда-то взять. Да и поддержать население было бы неплохо, поскольку оно (как и малый и средний бизнес) сильно отощало за время карантина. И получается, что, кроме повышения налогов, делать особо нечего.

Да, экономическая теория говорит о том, что в условиях спада повышать налоги нельзя. Но поскольку либеральная команда категорически отказывается сделать рубль инвестиционной валютой и тем самым запустить экономический рост, приходится придумывать, как с минимальными издержками для экономики поднять налоги. И, соответственно, в правительстве возник вполне адекватный в таких условиях вопрос: в каких отраслях минимальная налоговая нагрузка на рубль выручки?

Анализ на эту тему опубликован уже во многих источниках, и я не буду приводить все цифры и аргументы, только базовые выводы: если в нефтянке налоги составляют примерно 60% от цены сырья, в газовой отрасли — 30–40%, то в металлургии — от 1,5 до 10%. При этом прибыль от этой отрасли получают в основном иностранные инвесторы, владеющие до 90% уставного капитала металлургических предприятий, которые не инвестируют сейчас в производство, а активно переводят все свои свободные средства в дивиденды и выводят за границу.

Причин у такой ситуации много, главная из них в том, что никакой экономической политики у нашего правительства много лет не было и решения принимались в рамках лоббистской активности тех или иных игроков. Ну и вступление в ВТО сыграло свою роль, поскольку многие механизмы перераспределения доходов были отменены, а новые не разработали. Но пока всё было (относительно) хорошо, никто этой проблемой не заморачивался. А вот сегодня стало понятно, что что-то нужно делать!

И — начались проблемы. С которыми достаточно сложно разобраться простому человеку (да и чиновнику тоже), поскольку заинтересованные стороны приводят только часть аргументов, по случайности, соответствующих именно их интересам. Взять, например, уже практически удовлетворенные чаяния металлургов о выводе "новых" проектов из-под действия обсуждаемого сейчас в Госдуме закона, повышающего налоговую ставку в отрасли! Выскажу свое мнение.

Первое. Если исходить из интересов России, то нужно отказываться от либеральной экономической политики (которая запрещает рублевое инвестирование в основные средства) и переходить к реализации проектов развития и политике экономического роста. Для его стимулирования (когда станет понятно, что он начался) нужно снижать налоги. Но — с условием реинвестирования прибыли в российскую же экономику (с ограничением вывоза капитала). Кто-то скажет, а как же дивиденды? Простите, а вы никогда не пробовали вывезти полученную в Германии прибыль в Россию? У вас будут большие проблемы, которые исчезнут, только если вы решите ее реинвестировать.

При этом, разумеется, снижать налоги нужно как раз в тех отраслях, где сегодня они максимальные. То есть в нефтянке. Но, повторю еще раз, только после того, как станет понятно, что экономический рост запущен, а ограничения на вывоз капитала введены. В противном случае эффекта это не даст. И — на сегодня этот сценарий невозможен, поскольку либералы во власти его реализовать не дадут. А возможно только реинвестирование денег, которые государство возьмет в качестве налогов.

Отсюда вывод: пока у нас действует либеральная система управления экономикой, для балансирования бюджета и поддержки государственных инвестиций, налоги нужно повышать. На отдельные отрасли. На какие? А ровно на те, в которых на сегодня налогообложение самое низкое. Потом, если удастся перейти к экономическому росту, эти налоги можно будет опустить. Разумеется, при наличии гарантии реинвестирования этих средств, а не вывода капитала за рубеж.

"Известия"

Главное
Удмуртская Республика (выбран сейчас)
Россия
Россия Алтайский край Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесская Республика Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Москва Московская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Новгородская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Карелия Республика Коми Республика Крым Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия - Алания Республика Татарстан Республика Хакасия Ростовская область Рязанская область Самарская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Удмуртская Республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ Челябинская область Чувашская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область
Регистрация на сайте
Введите рабочий e-mail адрес так как вам прийдется подтвердить регистрацию.
Минимальная длина пароля - 6 символов. Максимальная - 12 символов.
Укажите пожалуйста реальные имя и фамилию.
Любое слово, например Ivan, Patriot, Наблюдатель и т.п.
Дата рождения
Мы гарантируем, Ваши персональные данные не будут передаваться третьим лицам.
Вход через социальные сети
Авторизация
Сообщить об ошибке
Восстановление пароля
Введите e-mail адрес указанный при регистрации, на него мы вышлем новый пароль.